1 августа Human Constanta сообщала о российском активисте Владимире Егорове. Он пропал в Беларуси после того, как из минского хостела его забрали сотрудники КГБ. Егоров нашелся в российском СИЗО в Торопце, Тверской области.
Содержание
Что случилось?
Напомним, 26 июня Владимир Егоров уехал из России чтобы получить статус беженца в Украине. В России против него было возбуждено уголовное дело за пост в соцсети «Вконтакте». По его словам, 5 июля к нему приехали сотрудники СБУ, сказали собирать вещи и повезли на пограничный пункт между Украиной, Россией и Беларусью. Владимиру объяснили, что въезд в Украину для него запрещен и отправили на нейтральную полосу.
Егоров решил поехать в Беларусь и связаться с правозащитниками. Так как у него не было заграничного паспорта, он не мог выехать в страны Евросоюза. Егоров находился в Беларуси три недели, в ожидании ответа украинского офиса УВКБ о том, смогут ли его принять под защиту.
29 июля, в субботу, связь с ним пропала. Администратор в хостеле, где он жил, сообщил, что его арестовали вечером 28 июля. Только в понедельник 1 августа нам удалось узнать, что Егорова задержали по обвинению в мелком хулиганстве. Его якобы осудили на двое суток ареста, после чего отпустили так как он отсидел их за выходные. На связь он так и не вышел. Уже на следующий день, 2 августа, Светлана Сидоркина сообщила, что с ней связался следователь и подтвердил, что Егоров находится в СИЗО в Торопце (Тверская область, Россия).
7 сентября Егорова посетила адвокатка Светлана Сидоркина, и он рассказал ей, как попал в Россию.
«Вывоз из Беларуси был “разработкой спецслужб”»
Вот, что рассказал Владимир Егоров адвокатке, когда ей удалось попасть к подзащитному: «Его взяли в пятницу, не представились, в хостеле, в 23 часа. Одели мешок на голову и доставили в какой-то отдел — он не знает какой. В камере Егоров провел субботу и воскресенье.
В понедельник, рано утром на 3-х машинах его повезли в границе России. Одна из машин была его личная, на которой он приехал в Беларусь. Самого Егорова, с его слов, везли в броневике. На пограничном пункте его приняли сотрудники ФСБ и доставили в Торопец в изолятор временного содержания.
И сотрудники КГБ Беларуси и сотрудники ФСБ России выясняли у него, не завербован ли он Службой Безопасности Украины, какой у него позывной (кличка). Расспрашивали о контактах в Беларуси, кто ему помогал. У него изъяли телефон и планшет. По его словам вывоз был “разработкой спецслужб”.
Сейчас Егоров находится в психологически не очень устойчивом состоянии. Физическое насилие не применялось.»
Официальная позиция беларусских ведомств
Сразу после пропажи Егорова Human Constanta сделала запрос в структуры МВД и КГБ о том, кто и по какой процедуре выслал Егорова, и почему его не доставили в суд.
Ни одно из учреждений не ответило по существу.
Комментарий экспертки Human Constanta Насты Лойки:
«Поскольку мы знали об уголовном деле Владимира в России, мы были уверены, что он уже находится в межгосударственном розыске в России и Беларуси, а это часто становится основанием для высылки. Причём по основаниям “угрозы национальной безопасности” высылку может осуществить и КГБ.
Для меня очень странно и неприятно, что, во-первых, на наши запросы по этому поводу КГБ и МВД Беларуси не предоставили информацию, а во-вторых, что процедура была абсолютно неправовая и Владимира на самом деле просто выкрали».