События в Беларуси и за ее пределами имеют очень сильное влияние на психологическое и моральное состояние беларусов и беларусок. Люди находятся в эмоциональном возбуждении и испытывают сильные чувства. Это часто выливается в различные конфликтные ситуации: жесткие высказывания, что кто-то что-то делает не так, кто-то что-то должен делать, но не делает. И стороны конфликтов нередко прибегают к взаимным оскорблениям, несправедливым обобщениям и к переносу претензий на субъектов, которые этого не заслуживают. Некоторые такие действия и модели общения описываются термином “язык ненависти” (“hate speech”, “язык вражды”).
На круглом столе, организованном проектом defenders.by, эксперты и экспертки разбирались в терминологии языка ненависти, а также рассматривали юридические и психологические аспекты этого явления. Полную аудиозапись мероприятия можно послушать по ссылке. Предлагаем вместе вспомнить, что такое язык ненависти кто на нем говорит.
В этом материале не будет рассматриваться ситуация, когда одна из сторон находится в заведомо очень уязвимом состоянии, когда ей очень больно, когда она является жертвой ужасных действий другой стороны. Потому что такая ситуация оправдывает многие эмоции и чувства, и говорить здесь о каких-то границах было бы цинично. Рассмотрим ситуацию, когда стороны находятся примерно в сходном состоянии, на одном уровне жизненных обстоятельств и без прямой угрозы для жизни.
Почему “fake news” и язык ненависти — это не одно и тоже
В первую очередь следует сказать, что в некоторой степени язык вражды – это не строго правовая категория, она не имеет четких определений и границ. Спецдокладчик Совета по правам человека ООН по свободе выражения мнений, например, выявил тенденцию использования правительствами разных стран термина “язык ненависти” примерно как и термина “fake news”. То есть в некоторых государствах власти называют языком ненависти или языком вражды любое инакомыслие, любые высказывания, которые идут вразрез с официальной точкой зрения, тем самым оправдывая репрессии. Видимо именно поэтому международное право не торопится создавать какое-то исчерпывающее определение и старается очень аккуратно подходить к квалификации чего-либо как языка вражды.
Специалисты, интерпретирующие конвенции, обращают внимание на крайнюю степень осторожности, которую надо соблюдать, например, вводя ответственность за богохульство или защиту чувств верующих или об отрицании исторических событий (практика противоречивая), или о защите представителей органов власти.
Как соотносится язык вражды и фундаментальное право по свободе выражения мнений
В основе проблем с определением, что является языком вражды, лежит простой факт: у всех в качестве базовой свободы есть свобода выражения мнений. Это фундаментальное право и оно трактуется достаточно широко, включая в себя, в том числе, и право говорить что-то, что может совершенно не нравиться другим людям. Включая людей, принадлежащих разным группам, и даже обижать их.
Международная неправительственная организация «Article 19» определяет язык вражды как крайне эмоционально окрашенные негативные высказывания (подробно – по ссылке). Вражда — это иррациональное, интенсивное чувство, которое человек чувствуешь к индивиду или группе, объединенной по определенному признаку или какой-то характеристике, которые могут быть и реальными, и придуманными. Язык — это способ высказывания, который может быть и письменным, устным, художественным, визуальным и т.п.. Группа при этом может быть любой, например, нелегальные мигранты, люди с определенной сексуальной ориентацией, люди с ограниченными возможностями, группы, объединенные по полу, возрасту и т.д. – любые критерии, в принципе, могут быть использованы для того, чтобы вызвать к какой-то группе чувство вражды.
Рабатский протокол — основополагающий документ для определения языка вражды
Еще важно разграничивать то, что касается языка вражды, и преступления на почве ненависти. В одном случае речь идет именно о возбуждении ненависти к конкретной группе, а в другом – о совершении преступлений на почве ненависти, и это разные группы дискуссий.
Таким образом, язык ненависти – это высказывания, направленные на то, чтобы вызвать ненависть или иные негативные чувства к какой-либо группе лиц, объединенной определенным признаком. В соответствии с основополагающим документом – Рабатским протоколом – для определения языка ненависти важны:
- контекст;
- статус оратора по отношению к группе;
- Намерение;
- содержание и форма;
- степень публичности;
- вероятность реализации призыва.
В зависимости от наличия или отсутствия этих признаков следует решать, является ли что-то языком вражды или нет.
Рабатский план действий по запрещению пропаганды национальной, расовой или религиозной ненависти, представляющей собой подстрекательство к дискриминации, вражде или насилию, содержит выводы и рекомендации рабочих совещаний экспертов, организованных УВКПЧ в Женеве, Вене, Найроби, Бангкоке и Сантьяго.
Если говорить просто, язык вражды — это публичное высказывание, в котором выражается ненависть, оскорбление по отношению к какой-либо группе людей или её представителям и представительницам. Как видно из этого материала, даже международная общественность пока не сошлась в едином трактовании языка вражды, поэтому, для полного понимания этого процесса важно изучить психологические, юридические и нравственные аспекты hate speech.
О них читайте в отдельных материалах на нашем сайте: