Введите верный e-mail адрес
Подписаться
Вы успешно подписались на нашу рассылку

Почему во время военных действий важно вспомнить о пирамиде ненависти

Human Constanta
4 мая 2022 Года

Большое зло начинается с маленького слова. Сейчас особенно необходимо следить за тем, что говоришь и транслируешь, потому что мы все находимся на информационной войне и слова очень сильно формируют мысли. 

Пирамида ненависти (pyramid of hate) — полезный инструмент, который помогает понять, как небольшие акты агрессии, даже просто оскорбляющие высказывания, могут перерасти в крайнее насилие. Когда речь идет о Холокосте, о геноциде в Судане или Руанде, о военных преступлениях российских солдат в Украине, многие искренне недоумевают, как кто-то может совершать подобные вещи. Но ни одно из этих действий не начинается с внезапности, они построены на более мелких проявлениях ненависти. В этом и заключается суть пирамиды, которую разработала группа американских исследователей на основе известной пирамиды потребностей Маслоу. Суть в том же: каждый нижний уровень является основанием для следующего уровня. 

Уровни пирамиды ненависти с примерами

Предрассудки, стереотипы являются подножием пирамиды. В каждом обществе есть группы людей, которые подходят под нижний уровень. В Беларуси, например, это отношение в обществе к людям ромской национальности. В отношении них есть устойчивый негативный образ, например что все они крадут. Возможно, у кого-то из знакомых были инциденты, но часто люди даже сами не знакомы с кем-то ромской национальности и никогда не сталкивались напрямую с ними.

Правозащитница Наста Лойка считает, что тут суперважными являются два момента, о которых следует помнить всегда. Первый — что люди оправдывают такие свои высказывания тем, что все это знают и все это говорят. Происходит обобщение. Второй — что определённую группу людей показывают только с негативной стороны и не рассказывают о чём-то позитивном, что делают представители или представительницы этой группы.

Следующий уровень — личные действия, основанные на предубеждениях. Сюда относится использование оскорбительных шуток, социальное исключение какой-то группы людей, насмешки и оскорбления. 

Потом следует уровень дискриминации. Если продолжать рассматривать в качестве примера отношение к людям ромской национальности в Беларуси, то сохранилась еще с советских времен практика профилактического наблюдения. Ещё совсем недавно в сводках о правонарушениях  отдельно отмечалось, сколько сделало ромское население. При этом не объясняется, что ромов контролируют намного больше. У милиции есть разнарядка, что, если видят людей такой внешности на улице, обязательно должны спросить документы. Это проявление дискриминационных законов и практик государства.

Или, к примеру, существование на государственном уровне Списка тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых запрещается привлечение к труду женщин. Списки профессий, запрещенных для женщин, — наследие советской эпохи. Открытая дискриминация женщин в сфере труда объясняется заботой о репродуктивном здоровье.

На более высоком уровне пирамиды идут преступления на почве ненависти. В 2018 году Human Constanta наблюдала за Брестским областным судом, где рассматривалось дело молодого человека неонацистских взглядов, который напал с ножом на ромскую семью. В результате нападения погибла беременная женщина. Это пример классического преступления на почве ненависти, потому что он напал на них лишь потому, что люди были ромского происхождения. Полные итоги мониторинга можно посмотреть по ссылке.

Наивысший уровень пирамиды — геноцид или другой -цид, то есть систематическое уничтожение определённой группы людей только из-за принадлежности к этой группе. Наста отмечает, что не всегда такая схема работает в чистом виде и вряд ли в Беларуси будет геноцид ромского населения, но отрицательное отношение очевидно. “Некоторые стадии могут проигрываться по-другому или меняться и не всегда действия приводят к геноциду. Но в целом мне эта пирамида нравится потому, что она показывает опасность некорректной лексики, оскорбительных шуток и языка вражды. Очень часто люди думают: ну называем мы кого-то некорректно, но это же общепринято. Они не видят прямой связи речевых оборотов с дискриминационными тенденциями в обществе. Пирамида ненависти во многом эти тенденции иллюстрирует”.

Как замечать проявление ненависти и останавливаться на личном уровне

Если вспомнить биологию человека, то у каждого есть старая часть рептилоидного мозга. На уровне инстинктов она реагирует на все чужое, непонятное и страшное. Раньше человеку такая реакция была нужна для выживания, но сейчас она мешает уживаться в одном обществе разным людям с разными проблемами. Чтобы не вступать на пирамиду ненависти, нужно повышать уровень саморефлексии и контролировать инстинктивную часть мозга. 

Наша реакция — это выбор. Когда мы видим на улице бездомного человека, то сначала испытываем отвращение на уровне инстинктов. Но на рациональном уровне следует проявить осознанность и спросить себя: почему я сейчас так воспринимаю этих людей? У меня есть какой-то стереотип относительно их группы и я обобщаю? Или у меня есть определённое отношение конкретно к этому человеку? В общем, понять, откуда эти негативные чувства возникли. Потому что часть из них может перейти потом в агрессию. Необходимо включить эмпатичный механизм и увидеть человека в каждом и каждой.

Во время военного конфликта сложно видеть людей, а не их поступки

В период военных столкновений, который проходит и сейчас, особенно сложно включать эмпатичный механизм. Но об этом нужно помнить. Одна из опор человека — это ценности. “Если мы опираемся на прогуманистические ценности, то на них ничего не должно влиять. Что бы ни происходило, мы не должны от них отказываться, и только тогда они будут нашей опорой. Когда мы формируем прогуманистическое видение, то не будем транслировать в социальных сетях дегуманистические мемы или слова. Не отрицая ужасных поступков, нужно стараться отделять людей и разбираться, почему так происходит. Потому что это пример системных тенденций, с которыми надо работать, а не клеймить людей”, — считает Наста.

Сейчас, в период войны, на первом плане другие приоритеты. Говорить о том, о чём правозащитный сектор активно рассказывал раньше, тяжелее. Люди находятся в таком психологическом состоянии, что не готовы воспринимать определённую информацию. Но это личная ответственность людей за то, что они транслируют сейчас, и важно помнить о пирамиде ненависти, чтобы вдруг не обнаружить себя на одной из её ступеней.

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ

Hate speech: свобода, право или дичь?

Правозащитная организация Human Constanta приглашает на открытую лекцию Йоанны Шиманьской на тему языка вражды, 20 февраля в 19:00.
Лаборатория цифровых свобод

Почему технологии способствуют тирании

Искусственный интеллект может стереть много практических преимуществ демократии и подорвать идеалы свободы и равенства. Он будет еще больше концентрировать власть среди небольшой элиты, если мы не предпримем шаги, чтобы остановить это.
hate speech Антидискриминация

Мониторинг «языка вражды» во время выборов президента_ки в Беларуси в 2020 году

Правозащитная организация Human Constanta продолжает изучение проблематики дискриминационных высказываний и решила провести собственный мониторинг «языка вражды» в период выборов президента_ки Республики Беларусь в 2020 году.
Антидискриминация

Мониторинг дискриминационных знаков и символов в футболе

Сегодня, 10 декабря отмечается важный и близкий нам праздник — День прав человека. 
Антидискриминация

8 правозащитниц, которые каждый день защищают и отстаивают права человека

Правозащитницы становятся объектами женоненавистнических нападок и гендерного насилия. Во многих странах они лишены правовой защиты и доступа к правосудию.