24 июля стало известно об экстрадиции активиста Низомиддина Насриддинова из Беларуси в Таджикистан, где ему угрожает серьезная опасность пыток на основании его политических убеждений. Сведений о том, что сейчас происходит с Низомиддином в Таджикистане, нет.
UPD. О местонахождении Насриддинова стало известно спустя 10 дней после его высылки в Таджикистана. Саодат Насриддинова, мать Низомиддина, сообщила Радио Озоди, что о содержании сына в следственном изоляторе ГКНБ Таджикистана она узнала от адвоката Мухаббатшо Баллаева, который 31 июля встретился со своим подзащитным.
Низомиддин был задержан в Беларуси 8 января 2023 года и помещен под стражу. 21 февраля Генеральная прокуратура Беларуси приняла решение об экстрадиции Низомиддина в Таджикистан, которое было обжаловано в суд. Однако жалоба не была удовлетворена.
13 мая Низомиддин во время нахождения под стражей в ожидании экстрадиции обратился к беларусским де-факто властям с ходатайством о предоставлении международной защиты в Беларуси. Низомиддин уже имеет статус беженца в Германии с 2017 года. Это подтверждает, что на родине ему грозят политически мотивированное преследование, несправедливый суд и серьезная опасность пыток.
Несмотря на многочисленные доклады и заявления международных организаций о повсеместных нарушениях прав человека и политически мотивированных преследованиях критиков власти в Таджикистане, 30 июня Низомиддину было отказано в предоставлении защиты в Беларуси. До истечения установленного беларусским законом срока на обжалование Низомиддин был вывезен с территории Беларуси в Таджикистан, что фактически лишило его возможности обжаловать отказ в предоставлении защиты.
Human Constanta считает, что экстрадиция Насриддинова в Таджикистан нарушает не только международно-правовые обязательства Беларуси в отношении абсолютного запрета пыток, но также и процессуальные гарантии, предоставляемые всем людям, ищущим убежище, а именно право на обжалование отказа в предоставлении защиты.
Беларусские де-факто власти не впервые игнорируют серьезные риски применения пыток и выдают людей в нарушение национального законодательства и международных договоренностей. В 2017 году в нарушение формальных процедур российским властям был передан Мурад Амриев, несмотря на то, что имелись серьезные опасения, что по доставлению в Чеченскую Республику он подвергнется пыткам и жестокому обращению. В 2020 году Беларусь также отказала в защите и выдала в Турцию Хиджри Мамаша, несмотря на принятые Комитетом по правам человека ООН срочные меры и просьбу не выдавать Хиджри до вынесения окончательного решения по его делу.
В связи с вышеизложенным, Human Constanta призывает:
- Де-факто власти Беларуси дать правовую оценку действиям должностных лиц, нарушившим права Низомиддина Насриддинова, и принять меры по восстановлению этих прав, предоставив действенное средство правовой защиты;
- Де-фактов власти Беларуси неукоснительно соблюдать принятые на себя обязательства в области защиты и поощрения прав человека, в частности, по защите от пыток и иных жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания, праву на международную защиту, праву на обжалование принятых решений;
- Управление Верховного комиссара ООН по делам беженцев предоставить Низомиддину Насриддинову свою защиту на территории Таджикистана и любого другого государства и способствовать его возвращению в Германию;
- Власти Германии предпринять эффективные меры по защите Низомиддина Насриддинова на территории Таджикистана и немедленному возвращению в Германию.