Введите верный e-mail адрес
Подписаться
Вы успешно подписались на нашу рассылку

Цифровые пытки как новая форма цифрового авторитаризма

Human Constanta
14 июня 2023 Года

Растущий авторитаризм продолжает приводить к отходу от верховенства закона и нарушению прав человека. По данным Freedom House Freedom in the World 2022, «нынешняя угроза демократии является результатом 16 последовательных лет снижения глобальной свободы». Все эти 16 лет были частью цифровой эры, что говорит о том, что современные диктатуры становятся все более цифровыми и стремятся использовать новые технологии для ограничения основных свобод.

Мы публикуем этот материал в рамках Недели против пыток, которая в 2023 году проходит с 19 по 26 июня. Это ежегодный цикл просветительских мероприятий, посвященных пыткам политзаключенных в Беларуси и приуроченных к Международному дню в поддержку жертв пыток (26 июня).

Пытки в Беларуси — это преступления против человечности. У каждого из нас есть знакомый, друг или родственник, который лично прошел через этот ад.

Излюбленным диктаторами инструментом цифровых репрессий последних лет является использование «покаянных» видео. В таких видео, записанных под давлением и/или с применением физического насилия, задержанные зачастую признают вину в преступлениях, которых не совершали, или раскрывают детали частной жизни на камеру. Власти часто транслируют такие видео по государственному телевидению (Китай, Иран) или публикуют в интернете (Беларусь, Казахстан). 

Комитета по правам человека в Замечании общего порядка 20 отмечал, что для противодействия применению пыток в рамках статьи 7 Пакта о гражданских и политических правах (Пакт) «важно, чтобы закон запрещал использование или принятие в качестве приемлемых в судебных разбирательствах заявлений или признаний, полученных путем применения пыток или других запрещенных видов обращения». Статья 15 Конвенции  против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания (Конвенция) также закрепляет обязательство государств обеспечивать, «чтобы любое заявление, которое, как установлено, было сделано под пыткой, не использовалось в качестве доказательства в ходе любого судебного разбирательства, за исключением случаев, когда оно используется против лица, обвиняемого в совершении пыток, как доказательство того, что это заявление было сделано».

Но значит ли это, что только физическое и психологическое насилие, примененное к задержанн_ой до записи видео может быть признано пыткой или бесчеловечным и унижающим достоинство обращением? Может ли само «покаянное» видео быть видом пытки? Уместно ли говорить о «цифровых пытках» как об отдельном явлении, когда нравственные страдания причиняются и/или усиливаются из-за факта размещения такого видео в сети, где его может увидеть широкая аудитория? 

Цифровой эффект массового запугивания

В Беларуси использование таких видеозаписей — относительно новое явление. После мирных протестов 2020 года правоохранительные органы активно записывали «покаянные» видео с политически несогласными, заставляя задержанных признаться в преступлениях, которых они никогда не совершали, или раскрыть подробности личной жизни (например, аутинг ЛГБТК+). Эти видео публиковались в Telegram или размещаются на Youtube в качестве рекламы. Главное управление по борьбе с организованной преступностью и коррупцией (ГУБОПиК) особенно известно использованием подобных практик.

Задержанные часто подвергаются унижающему достоинство обращению до того, как видео будут записаны – их избивают, бьют током, запугивают. Однако видеозаписи вполне могут быть формой пытки сами по себе. Такие цифровые пытки намеренно публичны и ориентированы на широкую аудиторию, чтобы создать атмосферу страха среди активисто_к. Цифровой элемент, позволяющий широко распространить видео, имеет решающее значение для достижения эффекта запугивания.

Раскрытие медицинских тайн, сумм зарплаты и даже фото с секс-игрушками

Сценарий всех видеороликов практически идентичен. В самом начале видео группа сотрудников силовых структур в полном обмундировании резко, с применением силы задерживает человека. Затем следуют фрагменты того, как силовики высаживают задержанных из служебного автомобиля и уводят в наручниках, под конвоем и сильно согнувшись, в отделение милиции. Затем задержанный объявляет свои личные данные, признается в политических преступлениях до предъявления официального обвинения и призывает зрителей не совершать таких же действий, а также прийти в милицию с признанием, пока не поздно.

Видео часто содержат скриншоты критических комментариев, оставленных задержанными, а также их фотографии с акций протеста. Иногда видео содержат очень чувствительные личные данные людей: видео часто сопровождаются раскрытием медицинской тайны (задержанных заставляют рассказывать о психиатрических данных, наркомании, инвалидности и т.д.), месте работы, зарплате, также в видео встречаются фотографии с секс-игрушками задержанных.

Практика публикации «покаянных» видео расширяется – помимо проправительственных Telegram-каналов, являющихся их первоисточниками, такие видео появляются в эфире государственных телеканалов и официальных сообщениях госорганов, а пропагандисты также покупают таргетированную рекламу на YouTube с целью их распространения.

Перед съемкой людей часто бьют и пытают

Многие задержанные, например, анархист Николай Дедок, часто выглядят на видео сильно избитыми, что свидетельствует о том, что перед съемкой их пытали, и демонстрация этого на камеру производит более устрашающий эффект. Более того, видео часто сопровождаются оскорблениями и унижениями.

6 октября 2021 года в проправительственном Telegram-канале появилось видео, где молодой человек с бело-красно-белой наклейкой на лбу, шарфом того же цвета на шее, с книгой «Рэвалюцiя» в одной руке и гербом «Пагоня» в другой извиняется за участие в протестах и призывает отписаться от «экстремистских чатов».

8 октября 2021 года пропагандисты опубликовали видео, на котором задержанный с оппозиционной наклейкой на лбу, с перевернутыми очками на переносице и со шваброй в руках перечисляет Telegram-каналы, на которые он подписан. В июне 2021 года пропагандист Григорий Азаренок опубликовал «покаянное» видео с задержанным, который «оскорбил погибшего сотрудника ОМОНа» — авторы видео поставили его перед дверью женского туалета.

Пропагандистские Telegram-каналы становятся «тематическими» СМИ

Наблюдается тенденция превращения проправительственных Telegram-каналов, публикующих «покаянные» видео, в полноценные СМИ – при монтаже таких видео используются более продвинутые технологии (например, хромакей), нанимается профессиональный ведущий, который комментирует такие видео, также появляются отдельные «рубрики» таких видео. Пропагандисты также создают целую сеть подобных каналов в регионах, дублируют их в нескольких экземплярах, что позволяет быстро восстановить пропагандистскую повестку в случае блокировки.

7 декабря 2022 года в проправительственных каналах появилось сообщение о том, что в будущем будет публиковаться меньше «покаянных» видео, поскольку такой формат «изжил свою актуальность». В то же время Telegram-канал силовых структур пообещал продолжить демонстрацию задержанных белорусов, но сместить акцент «с личности на конкретные деяния и их интерпретацию». Однако количество подобных публикаций не уменьшается.

Среди наиболее резонансных случаев применения цифровых пыток посредством «покаянных» видео можно назвать следующие: 

  • 10 августа 2020 года, в разгар массовых протестов против фальсификации выборов, кандидатка в президенты Светлана Тихоновская была задержана в кабинете главы Центральной избирательной комиссии Беларуси сотрудниками КГБ и вынуждена была зачитать на видео подготовленный текст, в котором содержались призывы к обществу не выходить на акции протеста и не оказывать сопротивления милиции. Чтобы заставить Светлану записать такое видео, силовики использовали психологическое давление, упоминая ее мужа-политзаключенного и её детей.
  • 24 мая 2021 года после аварийной посадки самолета авиакомпании Ryanair были задержаны оппозиционный белорусский блогер Роман Протасевич и активистка Софья Сапега. Вечером того же дня проправительственный Telegram-канал опубликовал видео, в котором Протасевич говорит, что у него нет проблем со здоровьем, и добавляет: «Я продолжаю сотрудничать со следствием и давать признательные показания по факту организации массовых беспорядков в городе Минске». Аналогичное видео с Сапегой было опубликовано на следующий день – в нем она называет себя редактором Telegram-канала, посвященного деанонимизации белорусских силовых структур.
  • В марте 2021 года в пропагандистском Telegram-канале появилось видео с задержанными представителями ЛГБТК+ сообщества. Стоя перед камерой, молодой человек называет себя администратором «экстремистского Telegram-канала» и добавляет «я гей». В издевательской подписи, сопровождающей это видео, говорится, что «этот п**ор призывал людей к протестам».
  • На том же канале было опубликовано еще одно видео с мужчиной, который признается, что он «сторонник нетрадиционной сексуальной ориентации», а затем под давлением говорит: «Периодически – два-три раза в год – я занимаюсь сексом с мужчиной. Я понимаю, что это аморально, я обязуюсь исправиться». В подписи под этим видео было сказано: «Если вы хотите быть п***ром, удачи, мы желаем вам безболезненных анальных трещин. Просто не веди себя как п**ор, и все в твоей жизни будет хорошо».
  • 17 ноября 2022 года был задержан житель Минска с темным цветом кожи. «Покаянное» видео молодого человека силовики сопровождали мелодией из песни «Убили негра». Видеофайл, загруженный на канал, имеет издевательское название «BLM» (black lives matter) – отсылка к американскому общественному движению Black Lives Matter и протестам против расизма.
  • 7 октября 2022 года в проправительственных источниках было опубликовано видео, в котором комментатора, оскорблявшего в мессенджерах главу Чеченской Республики Рамзана Кадырова, заставили произнести на камеру девиз «Ахмат – сила!», означающий поддержку Кадырова. 3 ноября 2022 года житель Могилева был задержан за критику «специальной военной операции» в TikTok – на «покаянном» видео его заставили признаться в поддержке российской армии и спеть военную песню «День Победы». 27 декабря 2022 года житель Минска был задержан за видео в TikTok в поддержку Украины – на камеру его заставили извиниться перед «братьями-славянами» и попросить прощения за «поддержку фашистской идеологии».
  • 21 марта 2023 года на проправительственных источниках появилось видео с отцом Дениса Урбановича, военнослужащего подразделения полка Калиновского (входит в состав вооруженных сил Украины и состоит из белорусских добровольцев), в котором он просит сына «капитулировать» и «вернуться домой, чтобы отсидеть десять лет в тюрьме». В марте 2023 года сотрудники ГУБОПиК записали обращение родителей бывшего офицера Игоря Шемякина (в настоящее время занимается боевой подготовкой добровольцев в Украине) в стиле «покаянного» видео, в котором они, вероятно под давлением силовых структур, заявляют, что их сын – «предатель» и «враг», и они «не будут его жалеть, если им придется встретиться по разные стороны».

Что можно противопоставить цифровым пыткам

Правозащитни_цы объясняют, что пока не сильно распространена практика говорить о «покаянных» видео как о форме пыток и жестокого бесчеловечного, унижающего достоинства обращения. Однако важно это делать, чтобы давать правовую квалификацию тому, что происходит в авторитарных государствах. Такие видео – действительно форма нанесения нравственных страданий, где, к тому же, есть элемент физической пытки до начала съемок. Само же по себе видео и его распространение усиливает уровень этих страданий. Эффект, который производит видео, достаточен, чтобы в перспективе признать их как форму пыток.

Даже пока  «покаянные» видео широко не квалифицированы как пытки, подобные практики могут представлять собой нарушения других прав человека – например, права на частную жизнь. В видео часто разглашаются личные детали, такие как сексуальная ориентация, медицинский диагноз и т.д.

Также правозащитни_цы обращают внимание, что важно говорить об этой проблеме не только с государствами, которые, будучи авторитарными, не всегда послушают рекомендации активист_ок, но и с бизнесами. Есть успешные практики, когда Youtube убирал «покаянные» видео, которые были проплачены как реклама.Можно работать и с компаниями по вопросам блокировки каналов, через которые распространяются такие видео либо по вопросам их изъятия из публичного пространства. У бизнеса тоже есть обязательства в сфере прав человека и такие кампании – возможность иха соблюдать, особенно когда от авторитарных государств ожидать никакой реакции не приходится.

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ

«Экстремизм» на фоне войны – обзор борьбы с «экстремизмом» в Беларуси за январь-март 2022

В период с января по март 2022 года использование антиэкстремистского законодательства для подавления инакомыслия продолжало набирать обороты/ Подробнее в нашем обзоре.
Лаборатория цифровых свобод

VPN окошко цифровой свободы и безопасности: можно ли его заблокировать?

Почему эта технология до сих пор остается одним из самых безопасных способов читать запрещенную и заблокированную в стране информацию

Дасягненні для правоў чалавека ў 2022

Мы вырашылі зрабіць падборку натхняльных падзеяў гэтага года, калі вынікі барацьбы за правы чалавека можна заўважыць, дзе індывідуальныя і калектыўныя дзеянні дапамаглі дамагчыся павагі чалавечай годнасці, свабоды, роўнасці і справядлівасці. А ў канцы артыкула можна знайсці і спампаваць віншавальныя паштоўкі, якія мы падрыхтавалі да Дня правоў чалавека!
Лаборатория цифровых свобод

Как и зачем государства перемещаются в метавселенную и нужно ли это новой Беларуси

Может ли метавселенная спасти от цифрового авторитаризма? Разобраться в этом вопросе нам помогла Анастасия Жирмонт, региональная координаторка по связям с общественностью в Восточной Европе и Центральной Азии организации Access Now, которая занимается защитой и расширением цифровых прав пользователь_ниц по всему миру.
Лаборатория цифровых свобод

Как связаны отключения интернета и права человека на примере Беларуси

Любое отключение интернета должно рассматриваться как ограничение свободы мнений или информации: Статья 19 Международного пакта о гражданских и политических правах или Всеобщей декларации прав человека.
Лаборатория цифровых свобод

Голосовые дипфейки: новые возможности или новые риски?

Теперь с помощью записи голоса, можно создавать его точную подделку, которая практически неотличима от оригинала. Эта возможность открывает двери для множества полезных применений. Однако, как и в случае с любыми передовыми технологиями, эта инновация несет в себе не только плюсы, но и значительную угрозу.