Введите верный e-mail адрес
Подписаться
Вы успешно подписались на нашу рассылку

Мигрант_ки на границе Беларуси и стран ЕС: основные проблемы, зафиксированные Специальным докладчиком ООН

Human Constanta
18 сентября 2023 Года

16-20 июля 2022 года Специальный докладчик ООН по вопросу о правах человека мигранто_к посетил Беларусь для оценки положения в области прав человека мигранто_к на границе между Беларусью и Польшей. Его выводы и рекомендации по итогам странового визита изложены в докладе, опубликованном 18 мая 2023 года.

Human Constanta благодарна Специальному докладчику и его команде за проделанную работу, мы высоко ценим усилия различных акторов по мониторингу ситуации на границе и оказанию помощи мигрант_кам, оказавшимся в тяжелой ситуации в Беларуси и на границе со странами Европейского Союза (ЕС).

В итоговом докладе собраны общая информация о гуманитарном кризисе на границе, действующей в Беларуси нормативно-правовой базе и основные проблемы мигрант_ок, которые были зафиксированы Спецдокладчиком во время визита. В то же время, итоговый доклад не отражает в полной мере масштаб гуманитарного кризиса на границе Беларуси и ЕС и глубину политического и социального кризиса в самой Беларуси. 

В своем докладе Спецдокладчик отмечает, что в начале 2021 года  в Беларуси значительно увеличилось число посетитель_ниц по туристическим визам из стран Ближнего Востока, преимущественно из Ирака, Сирийской Арабской Республики, Афганистана и Йемена. Многие приезжали группами, воспользовавшись беларусскими групповыми визами. Более того, процедуры получения туристической визы в Беларусь как минимум для граждан_ок Ирака были значительно упрощены, и при содействии туристических агентств регулярно выдавались групповые визы минимум на пять, а в некоторых случаях на 20 или 30 человек. Для получения такой визы не требовалось наличие обратного билета, и визовые марки даже не вклеивались в паспорта иностран_ок. Спецдокладчик подчеркнул, что беларусские власти не предоставили убедительных доказательств, что ситуация с мигрант_ками на границе не была результатом их преднамеренных действий.

Отметим, что групповые визы не являлись нововведением и возможность получить такую визу была установлена законодательством до начала гуманитарного кризиса. В Беларуси также существует так называемый непубличный перечень стран, неблагополучных в миграционном отношении, куда предположительно входят также страны Ближнего Востока и Северной Африки. Гражданам таких стран тяжелее получить туристическую или гостевую визу в Беларусь, а причины отказа могут даже не сообщаться. Однако, после заявления Лукашенко о том, что он больше не будет сдерживать миграцию в страны ЕС, в ответ на введение санкций после инцидента с самолет Ryanair, туристические агентства, включая прогосударственные, и дипломатические представительства Беларуси активизировались с привлечением иностран_ок в Беларусь и массовой выдачей беларусских виз.

В итоговом докладе говорится о том, что с августа 2021 года тысячи граждан_ок третьих стран пытались попасть в Польшу, Литву и Латвию через их границы с Беларусью, “используя нелегальные способы пересечения границы в лесах”. Спецдокладчик также описывает ситуацию на беларусско-польской границе 8 ноября 2021 года, когда около 2500 мигрант_ок подошли к пограничному пункту и попросили убежища в ЕС. В докладе не говорится, что после отказа польской стороны пропустить людей на свою территорию, беларусские пограничники направили людей в лес и не препятствовали созданию мигрант_ками стихийного лагеря в лесном массиве у границы. Такое поведение беларусских властей способствовало эскалации напряженности на границе в Польшей.

Также в докладе не проводится анализ причин, побудивших людей воспользоваться незаконными путями миграции в ЕС. На данный момент правовые каналы, обеспечивающие возможность легального въезда в страны ЕС, остаются практически недоступными для большинства людей из стран, “неблагополучных в миграционном отношении”, или дестабилизированных регионов мира. Люди не имеют возможности получить визу на въезд в ЕС или обратиться за международной защитой удаленно через дипломатические представительства.

Законодательства большинства стран предусматривают, что обратиться за защитой можно или на пограничном пункте, или уже на территории государства назначения. В результате мигрант_ки вынуждены искать альтернативные способы въезда на территорию стран, где они хотят обратиться за защитой.

В итоговом докладе большое внимание уделяется функционированию временного лагеря для мигрант_ок в логистическом центре в Брузгах в Беларуси и оказанию разными организациями помощи мигрант_кам, размещенным в данном центре. Спецдокладчик отметил, что доступ в центр и пограничную зону организациям гражданского общества, оказывающим гуманитарную помощь, не был предоставлен. Структуры ООН также не были привлечены к организации центра, хотя и имели возможность впоследствии регулярно посещать и оказывать медицинскую и гуманитарную помощь мигрант_кам. 

В докладе при этом не говорится о судьбе тех мигрант_ок, которые не находились в центре в Брузгах, а возвращались в беларусские города после неудачных попыток перехода границы или застревали в лесах в приграничных районах. Зачастую такие мигрант_ки были полностью лишены доступа к медицинской, гуманитарной и правовой помощи. Представительства УВКБ ООН и МОМ в Беларуси сосредоточили усилия на центре в Брузгах, а также тех, кто обращался за защитой в Беларуси или просил помощь в добровольном возвращении на родину. Большая часть мигрант_ок и ее потребности игнорировались беларусскими властями, Красным Крестом и структурами ООН. Политические преследования гражданского общества, в частности правозащитни_ц, и ликвидация практически всех организаций гражданского общества в Беларуси, уголовная ответственность за деятельность от имени незарегистрированных организаций, усугубили положение уязвимых групп в Беларуси, включая мигрант_ок.

Спецлокладчик указал, что  для обеспечения безопасности центра, в котором находились мигрант_ки, в нем присутствовали пограничники, а также военнослужащие. Мы предполагаем, что присутствие пограничников и военных, которые в том числе применяли насилие к мигрант_кам и вытесняли их на другую сторону границы, и страх повторно подвергнуться насилию должны были оказывать травматичный опыт на мигрант_ок и вызвать тяжелые последствия для их психического здоровья. Также неизвестно о проведении расследований хотя бы по одному факту насилия в отношении мигрант_ок со стороны беларусских пограничников или военнослужащих. В докладе отмечено, что центр не располагал необходимой инфраструктурой для размещения мигрант_ок, с недостаточными санитарными удобствами и отсутствием личного пространства. Зафиксированы случаи жестокого обращения и гендерного насилия со стороны сотрудников правоохранительных органов.

Согласно докладу, из центра людей выпускали только в направлении польской границы. Однако, спецдокладчик прямо не говорит о том, что фактически беларусские власти вынуждали людей пересекать границу с нарушением установленных правил. Также мигрант_ки могли согласиться вернуться на родину или попросить защиту в Беларуси. Спецдокладчик подчеркивает, что последний вариант не был привлекательным среди мигрант_ок, не уделяя внимания причинам таких решений. Human Constanta и другие организации неоднократно обращали внимание, что в Беларуси не сформирован эффективный механизм предоставления международной защиты. Процедура обращения сложная и непрозрачная, с презумпцией недоверия к заявителям. В случае отказа в предоставлении защиты существует большая угроза выдворения в страну происхождения, где людям могут грозить преследования/пытки/смертная казнь/ внесудебные казни.

В итоговом докладе отмечено, что тысячи мигрант_ок  были репатриированы в свои родные страны. МОМ активно предоставляла информацию мигрант_кам и предлагала варианты добровольного возвращения и реинтеграции. В то же время в докладе не говорится о том, проводил ли МОМ анализ каждого случая, оценку риску возвращения на родину, а также на предмет торговли людьми. Также не оценивается участие беларусских властей в подготовке гуманитарного кризиса, организации путей миграции в обход установленных норм и правил, и сообщения о том, что в некоторых случаях беларусские власти заставляли мигрант_ок пересекать границу с нарушением установленных правил. Такие действия беларусских властей и МОМ в совокупности только повышали уязвимость мигрант_ок к торговле людьми и другим рискам.

Спецдокладчик обратил внимание на важную проблему в приграничных районах — исчезновения и смерти мигрант_ок по обе стороны границы. В докладе отмечено, что информация из открытых источников не совпадает с теми цифрами, которые сообщают беларусские власти, и, предположительно, количество погибших и пропавших на границе выше. В то же время в докладе не разъясняется, были ли заданы беларусским властям вопросы о процедурах идентификации жертв гуманитарного кризиса, информирования дипломатических представительств и родственников, поиска пропавших в приграничных районах. На данный момент неизвестно ни об одном открытом деле по факту исчезновения мигрант_ки на территории Беларуси. Ограничение доступа в приграничную зону, ликвидация организаций гражданского общества, недопуск независимых наблюдател_ниц не позволяют проводить мониторинг и документирование случаев смерти и исчезновений на границе. Большинство жертв гуманитарного кризиса остаются безымянными, и их родственники могут никогда не узнать, что случилось с близкими на территории Беларуси.

Мы поддерживаем выводы и рекомендации спецдокладчика о том, что Беларусь и страны ЕС должны начать конструктивный диалог для разрешения ситуации, предотвращения дальнейшей гибели мигрант_ок и защиты прав человека мигрант_ок. Однако мы хотим подчеркнуть, что важным шагом на пути возобновления диалога между Беларусью и ЕС должен стать отказ беларусских властей от практики инструментализации мигрант_ок с целью оказания политического давления на страны-соседи, возобновление адекватной системы охраны границ, включаю границу с Россией.

ПОХОЖИЕ НОВОСТИ
Антидискриминация

«‎Сами вы экстремисты!»: как беларусские де-факто власти нарушают «‎антиэкстремистское» законодательство и что говорит принцип недискриминации

«‎Антиэкстремистское» законодательство в Беларуси.

«Тунеядцы» будут платить больше налогов, а отцы с детьми до 7 лет теперь не исключаются из списка не занятых в экономике

С начала 2023 года существенно ужесточен контроль за соответствием расходов доходам длительно (более 5 лет непрерывно) неработающих граждан, включенных в списки не занятых в экономике, с целью взыскания с них подоходного налога.
Лаборатория цифровых свобод

VPN окошко цифровой свободы и безопасности: можно ли его заблокировать?

Почему эта технология до сих пор остается одним из самых безопасных способов читать запрещенную и заблокированную в стране информацию
Мигранты и беженцы

Беларусь и Россия признают взаимные визы друг друга: что это значит

С марта 2023 года иностранцы и лица без гражданства смогут въезжать, выезжать, пребывать, следовать транзитом по территории Беларуси и России на основании визы одного из двух государств. 
Мигранты и беженцы

В Латвии за помощь транзитным бежен_кам судят правозащитни_ц: почему это нарушение международно-правовых норм 

13 января стало известно о начале уголовного процесса против двух представитель_ниц латвийской организации «Gribu palīdzēt bēgļiem», оказывающих помощь транзитным бежен_кам на границе между Беларусью и Латвией.
Мигранты и беженцы

Пропавшие и погибшие мигрант_ки в Беларуси: закон и практика

Отчет анализирует кризис европейской миграционной политики и действий белорусских властей, приведших к гуманитарному кризису на границе Беларуси с Евросоюзом в 2021 году.